ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«УПОЛНОМОЧЕННЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

В ЕГРН внесли данные о полусотне природных территорий федерального уровня

Работа по внесению в ЕГРН всех зон должна быть завершена к 2022 году

В Единый госреестр недвижимости внесены сведения о 56 природных территориях федерального значения. Работа по определению границ и внесению сведений о природных территориях федерального значения по поручению Президента России Владимира Путина должна быть завершена до 1 января 2022 года. Определение четких границ и внесение сведений позволят защитить территориальную целостность, природную среду, растительный и животный мир.

 

К 2022 году должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕРГН) все сведения о границах особо охраняемых природных территорий федерального значения (ООПТ). Для координации деятельности и оперативного взаимодействия между ведомствами Минприроды России создана рабочая группа по внесению сведений о местоположении границ ООПТ федерального значения в реестр недвижимости. В состав рабочей группы вошли представители Минприроды, Росреестра, Кадастровой палаты, Рослесхоза, Росимущества и Информационно-аналитического центра поддержки заповедного дела.

В настоящее время Кадастровая палата уже подготовила и направила в Минприроды перечень местных систем координат, используемых для ведения ЕГРН на территории кадастровых округов, в пределах которых расположены ООПТ. На сегодня в ЕГРН содержатся сведения о 56 особо охраняемых природных территориях федерального значения, что составляет уже 18% от общего количества, по информации содержащейся на сайте Минприроды. Предстоит определить границы еще253 ООПТ.

К особо охраняемым территориям относятся природные заповедники, национальные парки, заказники, ботанические сады. Некоторые ООПТ принадлежат к объектам Всемирного природного наследия. На территории России находится 11 таких объектов. В их состав входят 13 заповедников, семь национальных парков, три федеральных заказника, несколько памятников природы и буферные зоны заповедников. Среди уникальных природных объектов России – озеро Байкал, вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая, Плато Путорана и другие памятники природы.

В 2019 году в реестр недвижимости были внесены сведения о восьми ООПТ: ГПЗ «Азас», ГПЗ «Столбы», «Хингано-Архаринский» заказник, ГПЗ «Брянский лес», ГПЗ «Кологривский лес» им М.Г. Синицына», ГПЗ«Приокско-Террасный имени М.А. Заблоцкого», НП «Мещерский», ГПЗ «Бастак».

Четкое определение границ особо охраняемых природных территорий позволит защитить их территориальную целостность, природную среду, растительный и животный мир.

«Закрепление границ в госреестре недвижимости особенно важно для сохранения природного достояния России, поскольку защищает уникальные природные объекты от вырубки леса, самостроя и других нарушений природоохранного законодательства, – отметила замглавы Федеральной кадастровой палаты, член рабочей группы Минприроды России Марина Семёнова. – Кроме того, отсутствие в реестре недвижимости информации о природных территориях может привести к ошибкам, связанным с предоставлением земельных участков органами местного самоуправления, и, как следствие, ущербу, наносимому уникальным объектам».

Справочно:

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Как правило, эти территории полностью или частично изъяты из хозяйственного использования, так как для них установлен режим особой охраны.

К ООПТ федерального значения относятся государственные природные заповедники, национальные парки; также к ООПТ федерального значения могут быть отнесены государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

Основная задача экспертного совета рабочей группы – анализ всей имеющейся информации и документов о проведении работ по установлению местоположения границ ООПТ федерального значения. Сведения о местоположении границ ООПТ должны соответствовать установленным требованиям к их графическому описанию и точности определения координат характерных точек границ.

В рамках заседания рабгруппы эксперты обсудили подготовку документов, необходимых для принятия Правительством Российской Федерации решения о создании ООПТ, а также для внесения этих территорий в ЕГРН. В ходе встречи была достигнута договоренность о взаимодействии Кадастровой палаты и Информационно-аналитического центра поддержки заповедного дела Минприроды России.

Чтобы подготовить документацию для внесения сведений о границах в ЕГРН, специалисты определяют координаты характерных точек границ ООПТ федерального значения и готовят графические описания местоположения границ ООПТ.

Собственники и пользователи участков, которые вошли в официально в установленные границы национальных парков, государственных природных заказников, памятников природы, обязаны соблюдать строгие правила и ограничения при использовании принадлежащих им земель.

В правительство внесен важный для собственников и государства законопроект

Крайне важный законопроект внесен в правительство. Он устанавливает порядок учета собственников домов, дач, земельных участков, которые по разным причинам не заявили о своих правах.

 

Разработан законопроект Министерством экономического развития Российской Федерации  при участии Росреестра.

В настоящий момент регистрация прав носит заявительный характер и заставить владельца недвижимости зарегистрировать свое право или довнести в ЕГРН необходимые сведения о недвижимости по ныне действующему законодательству невозможно. На это необходима добрая воля собственника.

Отсутствие сведений в ЕГРН о ранее учтенных объектах недвижимости негативно сказывается на исполнении государственных полномочий и защите имущественных интересов правообладателей недвижимости.

 Например, при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд нужно четко понимать, кому принадлежит тот или иной объект. Государство должно знать, кто именно должен получить возмещение при изъятии. В случае если участок попал в охранную зону, Росреестр должен уведомить собственника этого земельного участка. Но если в ЕГРН сведений об этом собственнике нет, то и Росреестр не сможет выполнить эту обязанность.

Еще один пример, если ваш сосед решил уточнить границы своего участка, но кадастровый инженер не знает адрес, по которому с вами связаться (то есть адрес не внесен в ЕГРН), есть риск того, что ваши права будут нарушены при уточнении границ участка.

Реализация норм законопроекта предусматривает внесение в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, а также наделение органов местного самоуправления полномочиями по выявлению таких правообладателей и направлению данных сведений в Росреестр, что позволит ввести в экономический оборот неучтенные земельные и имущественные объекты, и в случае чрезвычайной ситуации подтвердить право собственника на утраченное в ходе пожара или наводнения имущество, решить вопрос с возмещением при изъятии земельных участков. 

При этом предложенный законодательный механизм не потребует от граждан никаких финансовых расходов и дополнительных хождений по инстанциям. Выявлением правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости будут заниматься органы местной власти - они поработают в своих архивах, а если потребуется, запросят нужную информацию в других организациях.

В России могут запретить изъятие  земельных участков без границ

В Госдуму внесен законопроект, направленный на защиту прав собственников жилых помещений в многоквартирных домах при принудительном отчуждении имущества для государственных или муниципальных нужд.

Действующим законодательством установлена обязанность уполномоченных органов власти по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.  Если такие земельные участки не были образованы до 1 марта 2005 года (т. е. до вступления в силу Жилищного кодекса), то органы власти обязаны провести все необходимые действия: межевание участка, постановка на государственный кадастровый учет — причем независимо от обращения собственников помещений. Хотя вопрос формирования земельных участков крайне важен для жителей многоквартирных домов, поскольку позволяет им распорядиться землей по своему усмотрению (например, расположить на придомовой территории детскую площадку, клумбу, лавочки или беседки), эта обязанность органов власти не везде исполняется ими надлежащим образом.

Образование земельного участка под домом имеет первостепенное значение, когда встает вопрос об изъятии многоквартирного дома для государственных или муниципальных нужд. Такое изъятие может производиться при признании дома аварийным, при строительстве социально значимых  объектов и т.д. (автомобильная дорога, поликлиника, детский сад)  на указанной территории. В случае такого изъятия собственникам помещений предлагается либо возмещение за изымаемое жилое помещение, либо другое жилое помещение. Размер возмещения определяется согласно положениям Жилищного кодекса и должен включать рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе стоимость земельного участка, на котором расположен дом.

Отсутствие в Едином государственной реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о таких земельных участках приводит к ущемлению конституционного права собственника на получение равноценного возмещения при принудительном отчуждении имущества для государственных или муниципальных нужд.

В целях исключения споров о размере возмещения и обеспечения гарантированного Конституцией права собственников изымаемых помещений в многоквартирных домах на получение равноценного возмещения, законопроектом предлагается установить обязанность уполномоченного органа до принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, провести все необходимые процедуры, связанные с образованием этого земельного участка, и внести сведения о границах земельного участка в ЕГРН.

Решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом  не может быть принято до внесения сведений о его границах в ЕГРН.

В настоящее время Земельным кодексом допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд при отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на эти участки, а наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, не являются препятствием для принятия судебных актов о принудительном изъятии земельных участков.  Законопроектом предлагается установить, что особенности принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для государственных и муниципальных нужд устанавливаются федеральным законом.

Кроме того, в настоящее время распространенной является практика образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, по их границе (контуру). Это ухудшает положение собственников изымаемых жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, поскольку существенно уменьшает размер возмещения. В этой связи законопроектом предлагается установить прямой запрет на образование земельного участка под многоквартирным домом по границам (контуру) многоквартирного дома.

Предлагаемые нормы позволят обеспечить законные интересы собственников помещений при образовании  земельных участков под многоквартирными домами, в том числе соблюсти конституционное право граждан на получение равноценного возмещения при изъятии жилых помещений для государственных и муниципальных нужд

Источник: sozd.duma.gov.ru/bill/831790-7

 

Кадастровая оценка – в интересах граждан

 

Правительство одобрило законопроект о совершенствовании механизмов государственной кадастровой оценки

 

Одобренный правительством  документ, разработанный Минэкономики, вносит поправки в законы «О государственной кадастровой оценке», «Об оценочной деятельности» и в Земельный кодекс и призван упростить для граждан процедуру оспаривания кадастровой стоимости, если она превышает рыночную — этого в прошлогоднем послании Федеральному собранию требовал президент Владимир Путин,— а также устранить накопленные ошибки и повысить прозрачность процедуры оценки и направлен на защиту интересов одновременно и владельцев объектов недвижимости, и органов власти.

Важно, что в случае принятия законопроекта правообладатели не будут нести дополнительных расходов. Главный принцип законопроекта: «Любое исправление - в пользу правообладателя». Если в результате исправления ошибки стоимость уменьшилась, она будет применяться ретроспективно, с даты применения ошибочной стоимости; а если увеличилась, то с нового налогового периода. Если же ошибка является системной, она исправляется без дополнительных заявлений в отношении всех объектов недвижимости.

Так, законопроект обяжет местные органы власти «автоматически» исправлять данные о кадастровой оценке, если в ходе ее применялись некорректные сведения об объектах недвижимости, то есть такие исправления будут носить массовый характер. Речь идет о закрепленном перечне критериев, влияющих на стоимость объекта (местоположение, целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние, степень износа, нахождение в границах зон с особыми условиями использования территории).         

 Кроме того, и это очень важно, с 2022 года устанавливается единая для всех регионов дата и единый цикл оценки - раз в четыре года, а для городов федерального значения - раз в два года по решению местных властей.

Проект Минэкономики также меняет и механизм внесудебного установления кадастровой стоимости — рассматривать заявления граждан теперь будут непосредственно государственные бюджетные учреждения (ГБУ, проводившие оценку), а не комиссии при Росреестре. При отказе гражданин может оспорить решение ГБУ в суде и в случае выигрыша получить возмещение издержек. Этот механизм заменит нынешнюю процедуру установления кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной через суд, которая считается реализацией права гражданина, но стоимость независимой оценки при ней не возмещается.

Также законом вводится возможность подачи в бюджетное учреждение заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Тем самым законодатель упростил владельцам недвижимости механизм пересмотра, исправления ошибок при определении кадастровой стоимости.

Помимо «режима непрерывного надзора» за госучреждениями, законопроект устанавливает личную ответственность их руководителей за качество оценки: в случае вынесения судом нескольких решений не в пользу ГБУ в течение года их директора лишатся должности.

Премьер Дмитрий Медведев отметил, что проект закона «направлен на сохранение принципа экономической обоснованности кадастровой стоимости». «Чтобы не допускать ситуаций, когда кадастровая стоимость превышает рыночную и люди вынуждены идти в суд - оспаривать ошибки оценщиков или, того хуже, какие-то умышленные действия, манипулирование оценкой», - подчеркнул он.

В Федеральной кадастровой палате рассказали, как защитить свою электронную подпись от мошенников

Специалисты управления информационной безопасности Федеральной кадастровой палаты рассказали о безопасном использовании электронной подписи, а также дали подробный инструктаж, как не пострадать от связанных с ней действий мошенников.

Прежде всего, нужно учитывать, что если мошенник завладел средством для создания усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП) от имени другого человека, то фактически спектр его действий с этим инструментом становится неограниченным. Поэтому в первую очередь необходимо обеспечить недоступность для других лиц носителя, содержащего ключевую информацию, соответствующую вашему квалифицированному сертификату ЭП. При получении квалифицированного сертификата ЭП необходимо установить надежный ПИН-код к хранилищу ключевой информации и сохранить его в тайне. Если возникло подозрение, что конфиденциальность ключевой информации была нарушена, не рекомендуется заверять электронные документы квалифицированной ЭП. В этом случае необходимо сразу же обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, выдавший квалифицированный сертификат ЭП, чтобы приостановить или прекратить его действие.

Следует пояснить, что самой электронной подписью завладеть нельзя, можно завладеть лишь инструментом для создания подписи от чьего-либо имени. Таким инструментом служит так называемый закрытый ключ ЭП – это конфиденциальная информация владельца сертификата электронной подписи. Совместно сертификат ЭП и соответствующий ему закрытый ключ являются аналогом именной печати с кодом. Доступ посторонних лиц к закрытому ключу ЭП является несанкционированным.

Получить его мошенник может двумя способами. Во-первых, взять оставленный без присмотра USB-носитель (флэшку/токен) с ключевой информацией, подписать необходимые электронные документы и вернуть его на место. Во-вторых, найти удостоверяющий центр, который лояльно относится к клиентам и, в нарушение 63-ФЗ «Об электронной подписи», мягок при удостоверении личности заявителя и поверхностен в отношении обработки персональных данных. Такому центру для процедуры идентификации заявителя может быть достаточно отправленных по электронной почте фотографий или скан-копий паспорта, ИНН, СНИЛС и других документов предполагаемого будущего владельца сертификата ЭП.

«Мы также поддерживаем усиление контроля за деятельностью аккредитованных УЦ и повышение их ответственности за создание и выдачу квалифицированных сертификатов ЭП, которые могут быть использованы для получения государственных услуг в электронном виде, в том числе для проведения действий с недвижимостью. Например, не стоит доверять аккредитованным удостоверяющим центрам, обещающим выдать квалифицированный сертификат ЭП дистанционно, на основании фотографий или скан-копий персональных данных, без визита в офис аккредитованного центра для удостоверения личности», – отмечает замглавы Федеральной кадастровой палаты Павел Чащин.

Процедура идентификации личности перед созданием квалифицированного сертификата электронной подписи должна проводиться только при личном присутствии заявителя и представлении оригиналов документов (если нет ИНН или СНИЛС, предварительно нужно получить их в соответствующих ведомствах). Кроме того, например, при обращении в Кадастровую палату исключена возможность получения квалифицированного сертификата ЭП для физического лица уполномоченным лицом по доверенности или на основании иного документа, подтверждающего данные полномочия.

Помимо этого, следует проявлять бдительность в отношении своих персональных данных и оценивать, какие данные, каким образом, на каком основании и кому передаются. Например, контрагенту может быть нужен только номер телефона, а он запрашивает ИНН, адрес прописки и т. д. Отдельное место занимает положение о предоставляемом вами согласии на обработку персональных данных при работе в интернете на каких-либо сайтах. Это положение является обязательным к прочтению. Стоит обратить внимание на объем предоставляемых в рамках этого положения персональных данных, а также на место их обработки, операции по их обработке и возможность передачи данных третьим лицам.

«Нам известно о двух случаях мошенничества с ЭП на рынке недвижимости, в масштабах всей страны – это тысячная доля процента. Но даже на такие единичные случаи государство очень быстро отреагировало и ужесточило законодательство», – напоминает Павел Чащин. Так, с 13 августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 286-ФЗ (286-ФЗ), регулирующий порядок применения усиленной квалифицированной ЭП при проведении сделок с недвижимостью. По новым правилам провести такие сделки можно только с письменного согласия собственника недвижимости. Для этого нужно подать специальное подписанное собственноручно заявление в МФЦ.

Между тем, есть исключения из правил, когда для проведения сделок с недвижимостью в электронном виде не требуется специальная отметка в ЕГРН, сделанная на основании заявления собственника недвижимости. Так, электронные документы, заверенные электронными подписями, созданными с применением квалифицированных сертификатов ЭП, которые выданы аккредитованным удостоверяющим центром Федеральной кадастровой палаты, по умолчанию принимаются в работу. С помощью таких квалифицированных сертификатов ЭП сделки можно проводить дистанционно, без подачи специального заявления в Росреестр.

Не требуется также специального заявления от собственника, если электронный пакет документов на регистрацию сделок с его недвижимостью подает в Росреестр кредитная организация, например, в рамках проектов электронной регистрации.

С одной стороны, новый закон минимизирует риски мошенничества и защищает собственников объектов недвижимости, с другой – учитывает уже существующие механизмы цифровизации рынка.

 

Покупателям «криминального» жилья в Кузбассе компенсируют его стоимость

 

Жители Кузбасса, которые приобрели квартиры или дома с криминальным прошлым и лишились их в судебном порядке, смогут компенсировать понесенные убытки полностью.

Соответствующие изменения в закон «О государственной регистрации недвижимости» вступят в силу с 1 января 2020 года. Закон позволит защитить права граждан, лишившихся жилья, которые, приобретая такое жилье, не знали о его «криминальном» прошлом, и у которых оно затем было истребовано судом.

 Так с 1 января 2020 года добросовестный приобретатель, лишившийся жилого помещения с «криминальным» прошлым, имеет право на выплату однократной единовременной компенсации за счет казны Российской Федерации. Компенсация выплачивается на основании вступившего в силу решения суда по иску приобретателя к Российской Федерации. Судебный акт принимается в случае, если приобретатель выиграл иск о компенсации убытков, возникших в связи с истребованием у него жилого помещения, но взыскание приставами произведено частично или не проводилось в течение полугода.

Размер компенсации решено не ограничивать суммой в 1 млн. руб. Он будет рассчитываться судом исходя из реального ущерба либо, если это заявит добросовестный приобретатель, из кадастровой стоимости жилого помещения.

Изменен порядок получения компенсации. Если сейчас гражданин, взыскивая по суду убытки за утрату жилья и не получив их в полном объеме, должен ждать прекращения исполнительного производства, чтобы обратиться за компенсацией, то после 1 января 2020 года  он сможет получить деньги через полгода после передачи судебного решения приставам. Такой же порядок предусмотрен в тех случаях, когда суд взыскал у добросовестного приобретателя жилье в пользу государства до 1 января 2020 года. В этом случае у приобретателя есть 3 года на подачу иска к Российской Федерации.

Также, в  новой редакции закона  исключено указание на то, что жилье должно быть единственным.

Нормы о компенсации будут иметь обратную силу. В течение трех лет после вступления закона в силу граждане, которые ранее лишились жилого помещения, смогут обратиться в суд с требованием о выплате компенсации. Такая возможность позволит им восстановить справедливость и защитить свои права на жилище. 

Россияне забыли забрать 1,5 миллиона документов на недвижимость

Более 1,5 млн оригиналов документов на недвижимость поступило в архив Федеральной кадастровой палаты с начала 2019 года. В основном, это правоустанавливающие, а также правоудостоверяющие документы на объекты недвижимого имущества, которые были подготовлены по итогам оказания государственных услуг, но так и остались «невостребованными». Федеральная кадастровая палата разъяснила, где хранятся забытые документы на недвижимость и как можно их получить.

Сегодня прием документов для проведения учетно-регистрационных действий с недвижимостью, а также выдача подтверждающих документов по итогам кадастрового учета и регистрации прав собственности проводятся через МФЦ. Четко установленные сроки позволяют заранее знать время получения определенной услуги. Например, выписку сведений из ЕГРН можно получить в офисе МФЦ через пять рабочих дней. Подтверждающие документы о кадастровом учете будут готовы через семь рабочих дней после подачи заявления, срок регистрации права собственности занимает не более девяти рабочих дней, а для одновременного учета и регистрации требуется не более 12 рабочих дней. Такие же сроки действуют и для оформления недвижимости по экстерриториальному принципу. «Отслеживать готовность документов можно в режиме онлайн по номеру заявки на оказание услуги. Кроме того, многие отделения МФЦ отправляют заявителям смс-оповещения о том, что документы готовы к выдаче», - комментирует эксперт Федеральной кадастровой палаты Надежда Лещенко.

Готовые документы на недвижимость хранятся в офисе Многофункционального центра на протяжении 30 дней. Если в течение месяца по тем или иным причинам заявитель не явится за ними, документы будут переданы в архив Кадастровой палаты.

С января по октябрь 2019 года в архив Кадастровой палаты поступило более 1 530 000 «невостребованных» оригиналов документов на недвижимость. Больше всего документов не забрали жители Свердловской области – 154,7 тыс. экземпляров, Томской области – 81,0 тыс., Челябинской области – 69,1 тыс., Республики Татарстан – 65,4 тыс., Курской области – 57,7 тыс. В Москве и Санкт-Петербурге эти показатели составили 29,4 тыс. (или 2% от общего числа) и 24,2 тыс. (или 1,6%)соответственно. В Кемеровской области граждане не забрали около 23 тыс. документов.

Наименьшее число – в Ямало-Ненецком АО (всего два документа), в Республике Дагестан и Республике Алтай (всего несколько десятков), Ростовской и Пензенской областях, Магаданской области и Чукотском АО (менее 300 документов). Ни одного документа не «забыли» жители Республики Ингушетия.

Львиную долю от всего количества документов составили договоры купли-продажи, акты передачи, согласия и платежные документы – экземпляры продавцов недвижимости. В некоторых регионах доля таких «забытых» документов доходит до 70%, например, в Хабаровском крае, Владимирской области, республиках Коми, Северная Осетия – Алания, Удмуртской Республике, Костромской и Тамбовской области. В Ставропольском крае эта цифра составляет около 84%.  Около 50% документов на хранении – экземпляры договоров купли-продажи со стороны продавцов и договоры дарения со стороны дарителей в Самарской области и Республике Карелия, Алтайском крае, Астраханской, Иркутской, Кемеровской и Курской областях.

Также популярными «невостребованными» документами стали уведомления об отказе или приостановке кадастрового учета или других учетно-регистрационных действий, а также оригиналы межевых и технических планов.

Часто в архив Кадастровой палаты поступают документы, подготовленные по итогам оказания самых популярных услуг на рынке недвижимости: это договоры купли-продажи, аренды, дарения, банковские закладные, свидетельства о регистрации права собственности, сведения об объектах из госреестра. Такие документы могут понадобиться гражданам в срочном порядке, например, для оформления кредита или продажи собственности. Поэтому каждому владельцу недвижимости следует хранить их у себя дома», - говорит Надежда Лещенко.

Запросить документы из архива Кадастровой палаты можно в обратном порядке – через МФЦ. Кроме того, можно подать запрос в офисах Кадастровой палаты по месту расположения объекта недвижимости. Так в Кемеровской области узнать адреса офисов Кадастровой палаты, в которых возможно получение невостребованных документов, а также их режим работы   можно на официальном сайте учреждения, для этого необходимо зайти  на главную страницу сайта и найти соответствующий баннер. Также по телефону Ведомственного центра телефонного обслуживания (ВЦТО) 8 800 100 34 34 (звонок по России бесплатный)  расскажут,  как получить забытые документы.

Россиян уведомят о поступлении документов, заверенных электронной подписью

В России вступает в силу правило уведомления владельцев недвижимости, сведения о которой содержатся в ЕГРН, о поступлении документов, заверенных электронной подписью, для регистрации перехода или прекращения права собственности. Замглавы Федеральной кадастровой палаты Павел Чащин рассказал, как последние новеллы закона о регистрации помогут защитить права и интересы граждан от мошенничества с электронными подписями на рынке недвижимости. 

С 1 ноября 2019 года вступает в силу одно из нововведений ФЗ № 286 о внесении изменений в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которое регламентирует уведомление собственников о поступлении заверенных электронных документов на отчуждение права собственности.

Летом этого года ужесточили проведение действий с недвижимостью с помощью электронной подписи. Таким образом, сегодня все объекты, сведения о которых внесены в ЕГРН, по умолчанию защищены от любых действий, совершаемых в цифровом пространстве рынка недвижимости. Теперь для проведения дистанционных сделок собственник должен выразить свое согласие в «традиционном» бумажном виде, предоставив заявление для внесения в ЕГРН соответствующей записи. Погасить такую запись можно с помощью аналогичного бумажного заявления через МФЦ или почтовое отправление.

В связи с поправками в ФЗ, с 1 ноября 2019 года собственников недвижимости уведомят о поступлении в регистрирующий орган электронных документов для регистрации перехода или прекращения права собственности. Благодаря этому собственник сможет своевременно выявить попытки незаконного присвоения принадлежащего ему недвижимого имущества. Уведомления будут направляться на электронные адреса, предоставленные гражданами для обратной связи.

«Запрет на заключение электронных сделок без специальной отметки в ЕГРН позволяет автоматически отклонить любые электронные документы на отчуждение права, даже если документы подало доверенное лицо владельца недвижимости», - говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты Павел Чащин. А благодаря уведомительной системе собственник узнает о поступлении таких документов на проведение сделок дистанционно.

Принятие поправок в закон о регистрации стало ответной реакцией на выявление нескольких фактов мошенничества в цифросфере рынка недвижимости, совершённых с применением электронных подписей.

Электронная подпись позволяет проводить не только сделки с жильем, но и получать различные госуслуги в электронном виде не выходя из дома. Например, подать налоговую декларацию, зарегистрировать автомобиль, участвовать в электронных торгах и так далее.

Важно отметить, что технически нельзя подделать электронную подпись, но можно завладеть средствами, которые позволят подписать электронный документ от имени конкретного человека. Такое возможно, если сертификат электронной подписи был выдан недобросовестным удостоверяющим центром. Поэтому Федеральная кадастровая палата считает также необходимым усиление контроля за деятельностью аккредитованных УЦ и повышение их ответственности за создание и выдачу сертификатов ЭП, которые могут быть использованы для получения государственных услуг в электронном виде, в том числе для проведения действий с недвижимостью. Помимо этого, сейчас разрабатываются предложения по доработке дополнительных механизмов аутентификации заявителей при получении электронных госуслуг. В частности, речь идет о биометрической идентификации граждан по лицу и голосу. Такие инструменты обеспечат дополнительную защиту от потенциальных рисков мошенничества.

«Информационная безопасность – обязательное условие успешного развития цифрового общества. Поэтому даже единичные случаи неправомерного использования персональных данных становятся основанием для принятия срочных мер по усилению правовой защиты граждан», – говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты. Эффективная законодательная база позволяет сформировать доверительную среду и соблюсти баланс между постоянным внедрением новых технологий и обеспечением конфиденциальности в постоянно развивающемся цифровом пространстве рынка недвижимости».

Справочно:

В связи с появлением случая мошенничества в сфере сделок с недвижимостью в электронном виде, с 13 августа 2019 года вступили в силу новые правила проведения электронных сделок только с письменного согласия собственника недвижимости.

При этом закон предусматривает ряд случаев, когда для проведения сделок с недвижимостью в электронном виде не требуется специальная отметка в ЕГРН, сделанная на основании заявления собственника недвижимости. В частности, отсутствие такой отметки в ЕГРН не препятствует государственной регистрации перехода права собственности на основании документов, представленных в орган регистрации в электронном виде, если сертификат электронной подписи выдан Федеральной кадастровой палатой Росреестра, при проведении сделок с  участием нотариусов и органов власти, которые взаимодействую с Росреестром в электронном виде.    Не требуется также специального заявления от собственника, если электронный пакет документов на регистрацию сделок с его недвижимостью подает в Росреестр кредитная организация.

Заявление о возможности проведения регистрационных действий на основании электронных документов, заверенных ЭП, можно подать как в отношении всех принадлежащих физическому лицу объектов недвижимости, так и в отношении любого из них по отдельности. После подачи гражданином заявления в ЕГРН вносится соответствующая запись в срок, не превышающий пяти рабочих дней. 

С одной стороны, закон минимизирует риски мошенничества и защищает собственников объектов недвижимости, с другой – учитывает уже существующие механизмы цифровизации рынка. Процедура идентификации личности перед созданием заявителю сертификата электронной подписи Кадастровой палатой проводится только при личном присутствии заявителя и представлении подлинного экземпляра основного документа, удостоверяющего его личность. Также исключена возможность получения Квалифицированного сертификата ЭП для физического лица уполномоченным лицом по доверенности или на основании иного документа, подтверждающего данные полномочия.

Copyright © Мои документы 2013
info@umfc42.ru